Музей Ильи Репина в Ширяево

Странные впечатления и старенький вопрос

Поколения века 20-го, уверен, помнят картину Ильи Репина «Бурлаки на Волге». Поколение века 21-го, наверное, даже не знают, кто такие бурлаки. И это нормально, но не об этом поведу я речь.

Я часто задаюсь вопросом: «Почему так случается? В одной деревушке вдруг возьмет и родится гений, или она побудит сотворить нечто, чем будут восторгаться столетиями. А другая, соседняя, так и пройдет сквозь века неприметной. Какие силы концентрируются в месте гения?» Попадая в места, отмеченные «печатью гения», я стремлюсь прочувствовать и понять эти силы.

Когда Илья Репин задумал написать картину, посвященную бурлакам, он отправился на Волгу в поисках натуры и вдохновения. Именно Жигули, именно Самарская Лука его чем-то зацепили и он надолго остановился в селе Ширяево, изучая свои персонажи, делая эскизы. Сполна прочувствовать дух того времени, пожалуй, уже не получится. И Волга с тех пор изменилась, так, как Репин и предвидеть не мог, и Ширяево не подвергалось консервации и за 100 с лишним лет обрело иные черты.

Но все же... Выйдя из автобуса на окраине села, я буквально физически ощутил, как резко изменилось течение времени. Здесь оно не суетливо. Здесь можно успеть уловить пьянящий запах разнотравья и милый с детства дух скошенной травы. Здесь кукушка поет дуэтом с лягушками. А футбольное поле не вытаптывается до твердости бетона и на нем успевают восстановиться одуванчики. И Волга! Сейчас она утратила свою самостоятельность, но не лишилась красоты и очарования. На ее берегу все так же приятно расслабленно посидеть в одиночестве, а в заливчиках можно понаблюдать, как млеют щурята. И свою лепту в эту дивную картину мироздания привносят горы.

Пейзаж Самарской Луки очень отличается от волжских видов как выше ее, так и ниже. Волгу я прошел всю, поэтому, не удивляюсь, что именно здесь Репин решил остановиться для работы над своей картиной. В Ширяево Илья Репин жил в доме крестьян Алексеевых. Сейчас здесь разместился Историко-музейный комплекс, который включает в себя дом-музей И.Е. Репина, дом-музей поэта А. Ширяевца, и дом купца Вдовина.

Домик Алексеевых деревянный, не велик, но светлый. Чтобы войти в него или перейти из одного помещения в другое, необходимо сгибаться, ибо дверные проемы очень низкие. Комнатушки маленькие и поражаешься, как он здесь жил, да еще с товарищами. Обстановка так же лишина излишеств, только самое необходимое. Словом, жилье простенькое, но уютное и ощущаешь себя в нем спокойно и комфортно.

Ложка дегтя в моих впечатлениях!

Однако, у меня возникло одно большое «НО». Когда впервые же мгновения знакомства, еще у кассы, упираешься вот в такой крестообразный знак, получаешь первую порцию холодной воды.

Получается, что если я на территории музея, а она не маленькая, отвечу на телефонный вызов, то сразу окажусь вне закона. Неприятно! Я поинтересовался, сколько стоит фотосъемка. Но даже платно фотографировать в помещениях категорически запрещено!

Давно я пытаюсь понять запрет музеев на фотосъемку, найти ему юридическое обоснование ─ это у меня никак не получается. В наш век скоростных коммуникаций, век соцсетей, посетители способны мгновенно и бесплатно разнести по миру информацию о музее, сделать ему грандиозную рекламу, если, конечно, музей оставит о себе благоприятное впечатление. Да, есть небольшие ограничения на фотосъемку: некоторые экспонаты нельзя фотографировать со вспышкой, соглашусь с запретом но съемку, если это затрагивает авторские права. Но в данном случае на чем основывается запрет? Я спрашивал об этом сотрудников, на что они отвечали: «Приказ начальства». И не успеешь появиться в дверях, как тут же подбегает бабушка и шепчет: «Только не фотографируйте». И сама не понимает, почему не фотографируйте и чувствуется, что эта обязанность оповещать об этом ей неприятна.

Друзья, может кто-нибудь из вас объяснит мне, на чем опираются администрации музеев, запрещая съемку в своих залах? Буду благодарен за просвещение!

А для того чтобы вы могли понять, что мне запретили снимать, я контрабандно сделал несколько снимков в доме-музее Ильи Репина в селе Ширяево. И обязуюсь не извлекать коммерческой выгоды из отснятого материала.

У входа в музей, как водится, ширяевцы торгуют сувенирами. Наибольшей популярностью пользуется лоток с мягкими игрушками и оберегами. И не только потому, что они симпатичны, а скорее по тому, как хозяйка их преподносит. О каждом своем изделии она рассказывает интересные истории, сообщает чем поможет игрушка своему хозяину. В какой-то куколке зашита монетка, в другой пахучие травы. Посмотрите, как хозяйка завладела вниманием детей! И поверьте, родители у этого прилавка оставили не мало своих деньжат. А еще по соседству с музеем И. Репина продают очень вкусные пирожки прямо с пылу с жару. Будете в Ширяево, обязательно отведайте их.

Другой взгляд:

ВНИМАНИЕ! Друзья читатели и коллеги блогеры, я решил реализовать давнюю задумку. А именно. Одной статьей невозможно полноценно раскрыть ни одну тему. Поэтому, в конце поста, по возможности, я буду размещать ссылки на материалы, дополняющие тему (не более трех). Как будут отбираться ссылки? В рассылке блога я буду делать анонсы намеченных тем. И если вы блогер, и у вас на данную тему уже есть публикация, пришлите мне ссылку на нее. Если ваша статья окажется хорошим дополнением к моей, то ссылка на нее будет размещена под заголовком «Другой взгляд». Если вы не блогер, а любознательный читатель и вам встречались интересные материалы на анонсируемую тему, буду благодарен, если вы пришлете мне ссылку на них. Надеюсь, это будет полезно всем.

В блоге «Я - миллионер» приглашаю прочитать еще:

Поделиться в соцсетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Комментариев: 14 на “Музей Ильи Репина в Ширяево

  1. Какие красивые пейзажи. Интересный рассказ.
    А насчёт запрета фотосъёмки в музеях, меня тоже это удивляет. Почему? Может быть они считают, если люди в открытом доступе будут видеть фотографии, то уже не приедут в музей, чтобы посмотреть всё это в натуре? Так ведь как раз наоборот, если экспозиции стоящие, фотографии привлекут в музей большее количество туристов.

    • Валентина, спасибо за Ваш добрый отзыв! 🙂 Я тоже придерживаюсь такого же мнения, что доступная и открытая информация способно побудить людей пойти в музей. А когда ходишь по залам и ощущаешь на себе взгляд «надсмотрщиков», появляется желание пробежать, бегло посмотреть и скорее выскочить на волю.

  2. Мне тоже не понятен запрет на фотографирование в музеях. Ну что в них секретного? Экспонаты, обычно, одни и те же: прялки, утюги, самовары… Подаются только под разным «соусом». А если вводится плата за фотографирование, то разве она существенно утяжеляет кассу музея. А вот вражду между посетителями и сотрудниками эти запреты создают прямо у порога. На мой взгляд для музея хорошая молва о нем самое дорогое и когда посетитель чувствует себя комфортно, то он обязательно поделится своим впечатлениями, покажет фотографии.

    • Екатерина, согласен с Вами! Когда ко мне отнеслись дружелюбно, то у меня у самого может возникнуть желание вернуться в дружественную мне атмосферу и, к тому же, я поделюсь своими впечатлениями со своими друзьями.

  3. Меня тоже поразила Самарская Лука своей красотой. Необыкновенное место — и горы, и равнины. И Волга, делающая излучину.
    А вот в музей мы не попали — приехали в Ширяево уже поздно, когда была ужасная погода.
    То, что в музеях нельзя фотографировать — нонсенс. Я еще могу понять запрет на вспышку. Но запретить фото вообще — наверное, это от извечного «кабы чего не вышло».

    • Мария, так Вы бывали в наших краях?! Когда? Приезжайте еще! 🙂

      Самое главное, что с современной техникой эти запреты бесполезны. У меня в очках может быть камера, если уж на то пошло. 🙂

  4. Здравствуйте, Александр! Я всегда читаю вас с удовольствием. И ваш поэтичный рассказ о Самарской Луке и о музее мне очень понравился, но дошла до момента музейных запретов и расстроилась. Мне тоже привелось столкнуться с таким явлением. Взрослый человек, я не услышала ни одного слова, которое убедило бы меня в необходимости подчиниться, просто как в детском саду взяли и вывели. Осадок надолго остался. А вам, Александр, спасибо — за ваши интересные рассказы, за острые темы, за книги и фильмы, что вы нам представляете. Будьте счастливы и успешны!

    • Дарья, здравствуйте! Огромнейшее спасибо за Ваши добрые слова и пожелания! 🙂 Поверьте, удовольствие взаимное. 🙂 Ваши статьи в Вашем блоге я всегда жду с нетерпением и интересом. И всегда гадаю, а что будет на этот раз. 🙂 А когда пауза в ожидании затягивается, я точно знаю, что скоро будут вести из нового Вашего путешествия. И если Ваш путь когда-нибудь будет проходить вблизи Тольятти, непременно заезжайте в гости! Дарья, и я желаю Вам и Вашей семье счастья, благополучия и новых открытий! 🙂

  5. В этом году были в музее. Поинтересовались почему нельзя фотографировать. Нам ответили очень интересно: сказали, что фотосъёмка портит экспонаты. Мне стало смешно!!!

    • Надежда, прочитал и мне стало смешно! 🙂 Утюги, чугунки и печи, оказывается, фотосглаза боятся 🙂

    • Андрей, согласен с Вашим мнением! Я по этому поводу написал письмо руководству музея с просьбой разъяснить, чем они руководствовались вводя такие меры секретности, — ответа нет и судя по всему не будет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code